Адрес:
Узбекистан, г.Ташкент, Алмазарский р-он, ул.Джами 5
Адрес почты: info@meyos.uz
Время работы 09:00 - 18:00
Телефон:

Акцизный налог на ДСП и OSB

Ассоциация «O'ZBEKISTON MEBEL VA YOG'OCHSOZLIK SANOATI KORXONALARI UYUSHMASI» (далее – Ассоциация) объединяет субъектов предпринимательства, занимающихся производством и реализацией мебельной продукции.

В Узбекистане мебельная индустрия стремительно развивается в последние годы. Согласно статистическим данным объем производства мебели в республике вырос почти в 10 раз: от 164,1 млрд сум 2010 г. до 1695 млрд сум 2018 г.. Также, растет экспорт мебельной продукции на рынки России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и других стран.

В настоящее время в сфере производства мебельной продукции работает более 700 000 человек.

23.11.2019 г. на сайте оценки воздействия актов законодательства размещен проект постановления Президента Республики Узбекистан (https://regulation.gov.uz/ru/document/10470 ID-10470) «Ёғоч-қириндили плиталар ҳамда уларнинг муқобил турларини ишлаб чиқаришни янада ривожлантириш, импортни қисқартириш бўйича қўшимча чора-тадбирлари тўғрисида» (далее – проект), в котором предусматривается с 1 января 2020 г. установление акцизных налогов в отношении древесностружечной плиты – ДСП (код ТН ВЭД 4410) в размере 25 долларов США за 1 м3 ( а с 2021 г. 30 долларов США).

Ассоциация, полностью поддерживая идею поддержки местных производителей, в рамках закона и рыночных механизмов, считает необходимым исключить часть проекта, предусматривающую введения акциза в отношении ДСП (код ТН ВЭД 4410) в размере 25 долларов США за 1 м3.

Следует отметить, что основным сырьем мебельной продукции является древесностружечная плита – ДСП (код ТН ВЭД 4410). ДСП ввозятся в основном из России (ДСП изготавливается из древесины, и в силу природных условий в России можно дешевле и качественнее изготовить ДСП, чем в нашей Республике).

Для справки: в месяцах январь-октябрь 2019 г. ввезено 448 652 м3продукции на основе древесно-стружечных материалов по коду 4410 ТН ВЭД, и основная часть (более 90%) использована для производства мебели.

В случае принятия проекта с такого рода нововведениями, как акциз для ДСП, отрасль ждут следующие последствия:

- подорожание мебельной продукции;

- гибель отечественной мебельной индустрии, и впоследствии завоевание рынка импортной продукцией, ввиду того, что на готовую мебель акциз не установлен, а сырьё, в последующем, будет импортироваться с акцизным налогом (что абсолютно противоречит цели и названию проекта);

- резко снизится количество производителей мебельной продукции;

- приведет к потери сотни тысяч рабочих мест;

- сделает недоступной мебельную продукцию для определенного слоя населения;

- поспособствует экономической нестабильности.

I. Во первых, мебель является продукцией массового потребления и существуют разные классы, виды продукции. Исходя из этого, для разного рода продукции требуется соответствующее качественное и прочное сырье из древесины. А ДСП из стебля хлопчатника и камыша, не всегда пользуется в производстве мебели, в силу несоответствующего качества, прочности и других технических стандартов. В данном положении, введение акцизного налога в отношении ввоза ДСП, является, как минимум, совершенно ненужной мерой.

II. Во вторых, пока производственная мощность отечественных предприятий – изготовителей ДСП из камыша и стебля хлопчатника не сможет обеспечивать потребность рынка, что составляет 45 000 м3 в месяц. Это говорит о непродуманности и необоснованности введения акциза в отношении ДСП.

III. Кроме того, с учетом акциза, себестоимость мебельной продукции повысится, что сделает нашу продукцию неконкурентоспособной перед импортной мебелью (которая не облагается акцизом, хотя произведена из идентичного ДСП).

А инициаторы проекта, наоборот планировали защищать отечественных производителей, но данный пункт проекта, несомненно, дает обратный эффект.

Таким образом, введение акциза, способствуя подорожанию отечественной мебельной продукции, приведет к завоеванию рынка импортной мебелью, прекращению деятельности многих субъектов предпринимательства производителей мебели, оставлению без работы сотни тысячи человек, потери в уплате налогов, и одним словом, распаду отечественной мебельной индустрии. С этой точки, зрения введение акциза является, по сути, подрывом экономической безопасности и стабильности страны.

IV. Также, необходимо обратить внимание на то, что в сфере производства мебели заняты более 700 000 человек, в то время, как в производстве ДСП из камыша и стеблей хлопчатника заняты несколько сотен человек. Ведь в случае введение акциза, остаются без работы основная часть занятых в производстве мебели.

Соответственно, нецелесообразно сравнивать количество предполагаемых создаваемых рабочих мест по производству ДСП и количество занятых в производстве мебели: 700 000 занятых против нескольких сотен человек?

Не трудно же заметить, что проект разработан в интересах нескольких предприятий, в ущерб экономики страны; интересов десятки тысяч субъектов предпринимательства; 700 000 занятых в сфере производства, и, в итоге, в ущерб потребителей – 33,9 миллионного населения.

Следует отметить, что Ассоциация, также его члены, полностью поддерживают меры по правильному стимулированию отечественных производителей ДСП, и готовы сотрудничать с ними. Члены Ассоциации готовы пользоваться продукцией ДСП отечественных производителей соответствующего качества.

Но пока, не обеспечивая достаточные мощности производства ДСП, не достигая соответствующих уровней качества, и не учитывая разновидности мебельной продукции, вводить акцизный налог на основное сырье мебели, считаем, как минимум преждевременным, необоснованным и нецелесообразным.

Также, в случае введения акциза в отношении ДСП (4410), следует помнить о применении симметричных мер в ответ, со стороны страны экспортера, что снижает экспортный потенциал нашей страны.

Кроме того, по вышесказанным основам, п. 3 проекта полностью противоречит сути и целям проводимых реформ в сфере экономики и предпринимательства.

 

 

Основания недопустимости

Угрозы

Решения

1.

Качество ДСП из стеблей хлопчатника и камыша не всегда позволяет изготовить качественную продукцию

Производители-предприниматели все равно будут покупать импортные ДСП по завышенной цене, что приведет к подорожанию цены на мебель. Страдают и потребители, и предприниматели

Исключить п. 3 проекта

2.

Производственные мощности ДСП в Республике Узбекистан не позволяют обеспечить потребность рынка

Приведет к удорожанию продукции, дефициту сырья и продукции

Исключить п. 3 проекта

3.

Завоевание отечественного рынка импортной мебельной продукций

В результате введения акциза, по вышесказанным, причинам себестоимость мебели вырастет значительно, и продукция отечественных производителей станет неконкурентоспособной, перед импортной (импорт готовой мебели не облагается акцизом)

Исключить п. 3 проекта

 

Недоступность мебельной продукции для населения

Повышение стоимости продукции сделает ее недоступным для населения, хоть и мебель является продукцией народного потребления. Следует принять обоснованное и продуманное решение в этой сфере.

Исключить п. 3 проекта

 

Мы, как объединение субъектов предпринимательства, в сфере производства мебели, считаем введение акцизного налога в отношении ДСП (4410) недопустимым, и с точки зрения экономической безопасности страны, и с точки зрения социальной поддержки населения.

 
MEYOS
Адрес:
Узбекистан, г.Ташкент, Алмазарский р-он, ул.Джами 5
Адрес почты: info@meyos.uz
Время работы 09:00 - 18:00
Телефон: